АВР (автоматический ввод резерва) – это электрический блок для автоматического запуска двигателя генератора. Чаще всего АВР монтируется рядом с генератором, подключаясь к его системе управления.При падении напряжения в базовой электросети АВР активируется и вводит в работу мотор-генератор, переключая таким образом питание потребителей на автономную систему электроснабжения.
Наличие АВР обязательно для ряда систем бесперебойного питания (в частности, используемых в больницах и других объектах 1-ой категории электроснабжения). Для корректного функционирования АВР, мотор-генератор в обязательном порядке должен иметь автономный аккумулятор и автоматический электростартер для двигателя внутреннего сгорания, вращающего генераторную установку. Управляющая электроника генератора должна иметь соответствующие датчики, чтобы «чувствовать» наличие/отсутствие напряжения в основной электросети. И выдавать соответствующую команду на АВР, которая в свою очередь запустит двигатель дляподключение резервного питания.
К АВР предъявляется ряд требований. В их числе – минимальное время срабатывания для ввода резервных источников питания. Разумеется, АВР может запустить лишь исправный и заправленный топливом мотор-генератор. А значит, несмотря на функционирование АВР в автоматическом режиме, ответственность персонала заключается в своевременном обслуживании и поддержании двигателя в полной готовности к немедленному запуску в любое время.
В случае неполадок электрической цепи на стороне потребителей (к примеру, короткого замыкания), АВР должна иметь блокировку. И запускать двигатель лишь раз, чтобы не допускать многократное подключение резерва при наличии КЗ.
Внешнее исполнение генераторов бывает двух видов – открытое и в кожухе. Открытые генераторы нуждаются в установке внутри помещения или под навесом, или в специальный контейнер. Генераторы во всепогодном кожухе можно устанавливать в любом удобном месте, в том числе – под открытым небом.
Всепогодные кожухи отлично защищают мотор-генератор от любых негативных факторов внешней среды – влаги, температуры, УФ-излучения и пр.
Не мене полезной функцией кожуха является значительное снижение шума – даже мощный дизель-генератора излучает не более 10 Дб при работе на полной мощности!
При этом всепогодный кожух, конечно же, не является «монолитным саркофагом». В его стенках предусмотрены дверцы, окна, лючки –для обслуживания узлов генератора, проверки состояния его агрегатов, а также наблюдения за параметрами работы и дистанционного управления.
Одновременно с защитными функциями и шумоподавлением, кожух генератора надёжно гасит вибрации двигателя при работе. Также, всепогодный кожух имеет встроенную систему выпуска (с легкосъёмной выхлопной трубой на крыше), что облегчает удаление отработавших газов и повышает экологичность работы генераторной станции.
Для дизель-генераторной установки всепогодный кожух предоставляет возможность простой организации подогрева (к примеру, установкой автономного отопителяВебасто). В то время как дизель-генераторыв открытом исполнении требуют обогрева всего помещения, где они установлены (чтобы температура воздуха ни при каких условиях не была ниже +5 °С). Применение всепогодного кожуха настоятельно рекомендуется для генераторных станций, длительное время работающих на максимальных режимах (к примеру, для генераторов, снабжающих электроэнергией жилой комплекс).
Силовым элементом в мобильном электрогенераторе является двигатель внутреннего сгорания – источник повышенного шума. Двигатель шумит по многим причинам: из-за вибрации элементов конструкции, «шуршания» приводных ремней и деталей газораспределительного механизма, пульсаций потока при газообмене и пр.
Но основным «вкладчиком» в общий шумовой фон является звук выхлопных газов. Отработавшие газы под большим давлением вытекают из цилиндра через относительно малое сечение выпускных клапанов. При этом поток имеет околозвуковую скорость, и образует сильные вибрации – в том числе ощущаемые как звуковое давление (то есть шум).Именно поэтому любой двигатель внутреннего сгорания снабжается глушителем выхлопа. А если такого нет (к примеру, на бензопиле или газонокосилке) – очень неприятно шумит! Принцип работы глушителя шума – рассеивание энергии выхлопных газов при пропускании потока через многочисленные перегородки, трубчатые камеры и т.п. При этом поток не просто теряет энергию на преодоление гидравлических сопротивлений, но и расширяется вследствие усиленного теплообмена со стенками.
Двигатель мотор-генератора также оснащён глушителем шума. Однако при размещении генераторов в жилых массивах, домах отдыха или больничных комплексах, характеристик стандартного глушителя оказывается недостаточно. Именно для таких целей существует опция – глушитель с усиленным подавлением звука («супер глушитель»). В зависимости от типа «супер глушителя», достигается снижение шума выхлопа на 10, 30 и даже 40 дБ (для промышленных, резидентных и супертихих глушителей соответственно). Супер глушитель не имеет строгих ограничений по габаритам. Поэтому его конструкция оптимизирована так, чтобы не приводить к повышенному расходу топлива генератором.
КОМПЛЕКТАЦИЯ ВСЕХ КОНТЕЙНЕРОВ:
• Жалюзийные решетки
• Один обогревательный конвектор
• Основное и аварийное освещение
• Щит собственных нужд
• Автоматическая система пожарной сигнализации.
«Стандарт» - специализированный контейнер для электрогенераторов, которые требуют защиту от окружающих погодных условий. Стандартный контейнер не имеет дополнительных свойств и выполняет основную функцию защиту от окружающей среды.
«Север» - специализированный контейнер для регионов с низкими температурами. Данный контейнер позволяет Вам эксплуатировать электростанцию в самых холодных регионах без риска не запуска электростанции.
«Антишум» - специализированный контейнер для объектов, требующие соблюдение гигиенических норм Республики Казахстан, которые нормируют уровни шума. Контейнер изготовлен по особой технологии, которая гасит уровень шума оборудования, что позволяет эксплуатировать оборудование в жилых районах.
«Степь» - специализированный контейнер для регионов с разным диапазоном температур. Контейнер «Степь» сильно похож на исполнение «Север», отличительная черта это воздуховоды которые не мешают работе электрогенератора при возникновении сильного ветра.
Параллельная работа генератора с базовой сетью электроснабжения может потребоваться для восполнения недостатка мощности (к примеру, напряжение в сети 210 В, а для питания потребителей требуется не менее 220 В). Или для компенсации внезапных «просадок» напряжения при включении мощных потребителей (таких как скважинные насосы, сварочные аппараты и пр.).
Дополнительная мощность, вырабатываемая генератором, может потребоваться и для выравнивания характеристик выходного сигнала (сглаживания пульсаций напряжения в сети). Что особенно важно для питания прецизионных потребителей – электронного оборудования, измерительных приборов и т.п.
Подбор генератора для синхронной работы с сетью должен осуществляться столь же тщательно, как и выбор полностью автономного агрегата. То есть необходимо точно определитьдолю мощности, которую должен восполнять генератор. Чтобы в сумме с базовой сетью получать ток нужной мощности.
Следует помнить, что длительная работа генератора на режимах малой мощности (менее 20% от номинала) крайне вредно сказывается на ресурсе двигателя внутреннего сгорания. В то же время, если в режиме параллельной работы с сетью генератор предназначен для компенсации небольшой нехватки мощности (как в приведённом выше примере), такой агрегат не сможет обеспечить автономное питание при полном отключении базовой сети. А более мощный генератор, способный заменить сеть (при её обесточивании), не рекомендован к работе на частичном режиме для компенсации малого дефицита мощности.
Также не следует путать параллельную (длительную!) работу генератора с сетью и параллельное подключение к базовой сети резервного генератора. Последний вступает в работу только при исчезновении напряжения в базовой сети.
Подогрев масляного картера значительно облегчает запуск двигателя при низких температурах. А также снижает износ двигателя генераторной установки в момент пуска и прогрева. Запуск холодного двигателя – очень серьёзное испытание. Густое масло «отказывается» прокачиваться через насос, фильтр, подшипники коленчатого и распределительного валов.
В условиях масляного голодания двигатель интенсивно изнашивается, тем более что частота вращения вала непрогретого двигателя обычно повышена – иначе мотор просто заглохнет. Но даже если смириться с повышенным износом, сама процедура запуска двигателя, когда холодное, вязкое масло оказывает значительное сопротивление проворачиванию вала, требует повышенного расхода электроэнергии. Для холодных аккумуляторов это чревато быстрым разрядом. Поэтому запуск двигателя на морозе не только вреден и сложен, но может оказаться вообще невозможным! Чтобы ликвидировать эти проблемы, картер двигателя генераторной установки следует оборудовать подогревателем.
Подогреватель – стержневой элемент съёмного типа с электронагревательным элементом. В момент подачи электричества, подогреватель за десяток секунд нагревается до высокой температуры. И интенсивно передаёт тепло маслу сквозь стенки поддона-картера. В зависимости от размеров двигателя, подогревателей может иметь различную мощность. Либо их устанавливается несколько – равноудалённо друг от друга по всей поверхности поддона. Подогреватель может либо привариваться к поддону, либо монтироваться на болтовой скобе (в этом случае конструкция получается легкосъёмной). Следует отметить, что наличие подогревателя обязательно для аварийных мотор-генераторов, рассчитанных на быстрый запуск в любых условиях!
Подогрев охлаждающей жидкости предназначен для облегчения запуска двигателя электрогенератора при любой температуре окружающего воздуха.
После запуска холодного ДВС обязательно должно пройти время, прежде чем он сможет «держать» нагрузку. Это связано с необходимостью разогреть масло, «выбрать» тепловые зазоры в парах трения, а также разогреть и охлаждающую жидкость (иначе повышенный теплоотвод в неё будет негативно влиять на рабочий процесс – особенно у дизеля).
Даже если мотор-генератор благополучно запущен, он не может сразу выйти на рабочий режим – пока не прогреется двигатель. Но ведь запуск автономного генератора происходит в момент обесточивания основной сети. А значит, времени на прогрев двигателя нет – генератор сразу же должен питать потребители!
Чтобы обеспечить быстрый ввод генератора в работу, на двигатель устанавливается подогреватель охлаждающей жидкости. Это устройство используется для поддержания температуры жидкости на уровне 40 °С. Что вполне достаточно для уверенного пуска двигателя и его выхода на режим, близкий к номинальной мощности (при дальнейшем прогреве «своими силами»).
В зависимости от мощности двигателя применяются разные электроподогреватели – питающиеся от бортовой электросистемы двигателя (напряжением 12В или 24В), либо автономной, внешней сети (110-120 В либо 210-240 В). Специальное реле отключает подогреватель от работающего двигателя. И активирует его вновь – как только мотор-генератор останавливается в режим ожидания.
Подогреватели охлаждающей жидкости должны в обязательном порядке устанавливаться на аварийные генераторы, несущие дежурство в режиме постоянной готовности к запуску (причём вне зависимости, размещены ли генераторы в помещении или на улице).
Топливный бак бензинового или дизельного генератора практически ничем не отличается от автомобильного бака (за исключением формы и расположения). Для бензинового генератора бак не требует каких-то особенных мероприятий при эксплуатации. А вот бак дизель-генераторный установки (ДГУ) нуждается в подогреве.
Хорошо известно, что при низких температурах дизельное топливо густеет – в нём начинают образовываться твёрдые кристаллики парафинов. Такой «сироп» уже не может продавливаться через фильтры тонкой очистки. А значит, даже при полностью исправном и заправленном двигателе, запустить его не удастся. Топливо просто не попадёт в двигатель!
Особенно сильно эта проблема стоит в северных регионах. При этом распространённое заблуждение – что зимнее дизтопливо не кристаллизуется при низких температурах. На самом деле это не так. Хотя температура застывания у зимнего дизтоплива около минус 25°С, выпадение отдельных кристаллов парафина при более высоких температурах так же препятствует работе топливной аппаратуры, что и для летнего топлива.
Для беспрепятственной круглогодичной эксплуатации ДГУ необходимо устанавливать подогрев топливного бака. Конструктивно, подогреватели могут иметь различные схемы. Наиболее распространённый вариант – обогреваемая насадка топливозаборника. Она представляет собой электрический теплонагревательный элемент, «обнимающий» топливозаборник. Подогреватель имеет надёжную изоляцию и защищён от разрушительного воздействия топлива на электрические контакты.
Обогреваемая насадка потребляет очень мало электричества, что совершенно нечувствительно для ДГУ. Зато нагреватель позволяет свободно эксплуатировать дизель-генераторное оборудование в условиях низких температур.
Электрический генератор является сложным устройством. Его подключение, эксплуатацию и обслуживание следует доверять только высококвалифицированным, профессиональным специалистам.
Грамотное проведение пуско-наладочных работ (ПНР) во многом определяет ресурс и общую эффективность дальнейшей работы мотор-генератора. ПНР не ограничивается установкой и подключением генератора – типичный набор работ включает (но не ограничивается):
• расконсервацию мотор-генератора;
• тщательный внешний осмотр, контроль и затяжку креплений навесного оборудования;
• установку и крепление генератора на подмоторной плите;
• подключение всех трубопроводов к двигателю генератора;
• выполнение разводки всех кабелей;
• заправку двигателя рабочими жидкостями (топливом, маслом, охлаждающей и пр.);
• проверку работоспособности и герметичности клапанов и вентилей;
• тщательный контроль агрегатов системы питания; • удаление изоляторов и прокладок с элементов вентиляции;
• подсоединение аккумуляторов;
• тестирование электрических элементов генератора; • контроль надёжности заземления агрегата;
• прокачку топливной системы и запуск мотор-генератора на холостом ходу;
• полную проверку мотор-генератора на различных режимах;
• синхронизацию работы генератора с базовой электросетью.
Эти и другие работы должны проводиться с использованием профессионального инструмента (и диагностических электронных комплексов), в полном соответствии с требованиями изготовителя.
Следует отметить, что начальный период эксплуатации (в процессе обкатки двигателя) во многом влияет на ресурс и эффективную работу генераторной станции в будущем. В первые 100 часов работы не рекомендуется загружать генератор свыше 70% от номинальной мощности.
Синхронное подключение генераторов – это параллельная установка нескольких агрегатов для питания одной сети потребителей.
Синхронное подключение – самый простой способ нарастить мощность источника тока.
К примеру, имеется генератор мощностью 500 кВт. При вводе в действие новых потребителей требуется дополнительная мощность (до 1000 кВт). Будет крайне нерационально «выбрасывать» имеющийся генератор и приобретать новый – более мощный. Гораздо проще подключить такой же генератор параллельно! Итоговая мощность как раз составит 1000 кВт. А если потребителей электроэнергии добавится, можно ввести в работу и третий, четвёртый агрегат, и т.д.
Синхронное подключение генераторов позволяет легко решить проблему временного увеличения мощности. Приобретать дополнительные генераторы при этом вовсе необязательно – их можно арендовать!В результате дополнительная мощность оказывается доступна без всяких переделок и нарушения существующей системы электроснабжения.
Синхронное подключение позволяет значительно снизить износ каждого генератора в отдельности. При незначительной внешней нагрузке, работает один генератор (чтобы повысить его загрузку, поскольку длительная работа при отдаче менее 20% вредно сказывается на двигателе). Когда же нагрузка возрастает, к работе подключаются остальные агрегаты – и общий энергобаланс выравнивается.
Синхронное подключение генераторов обязательно требуется для тех объектов, бесперебойное питание которых представляет особую важность (к примеру, больниц). В этом случае правила электроснабжения требует дублирования автономной системы электроснабжения.что и достигается параллельной установкой нескольких генераторов.
Автономные генераторные станции вырабатывают электроэнергию за счёт сжигания топлива двигателем внутреннего сгорания. Как и автомобильный мотор, двигатель электрогенератора в процессе работы расходует масло на угар. При продолжительной работе (например, непрерывном снабжении электроэнергией жилого посёлка на протяжении месяцев) уровень масла в картере двигателя может упасть до критического минимума. Ведь остановка двигателя для проверки и долива масла при непрерывной работе невозможна!
Не стоит и говорить, что открытие маслозаливной горловины и долив масла прямо на работающем двигателе недопустимы! В то же время недопустимо и снижение уровня масла, что приводит не только к увеличению износа двигателя, но и риску выплавления подшипников коленчатого вала и аварийному заклиниванию двигателя!
Чтобы избежать таких последствий и повысить надёжность генераторной системы даже при длительной безостановочной эксплуатации на генератор устанавливается система автоматической подкачки масла.
Система содержит масляный насос с автономным питанием, бак с запасом свежего моторного масла, соединительную магистраль и штуцер в картере двигателя.А также датчик уровня масла. При падении уровня масла датчик выдаёт сигнал и система управления генератором активирует масляный насос. После подкачки масла до нужного уровня (опять же, по команде с датчика) система отключается. При этих операциях двигатель генератора продолжает работать в штатных режимах.
Система автоматической подкачки масла обычно устанавливается совместно с системой подкачки топлива (для аналогичного пополнения топливом основного бока из резервных ёмкостей). Совместная работа таких систем позволяет на 100% автоматизировать работу генераторной станции.
Непрерывная работа бензинового или дизельного электрогенератора возможна только до тех пор, пока в баке не закончится топливо. В случае продолжительной работы (сутки, недели и более) объёма штатного топливного бака может оказаться недостаточно.
Чтобы не столкнутся с внезапной остановкой генератора при выработке всего топлива, устанавливают дополнительные топливные баки. Их количество и размеры могут быть совершенно различны. Однако система питания двигателя остаётся подсоединённой лишь к одному топливному баку – штатному!
Конструктивно очень невыгодно подключать все дополнительные баки к двигателю. Гораздо проще соединить дополнительные баки с основным. И как только уровень топлива дойдёт до минимума, перекачивать в него резерв из дополнительных баков. Поскольку руководство по эксплуатации запрещает открытую дозаправку баков при работающем генераторе, подкачка топлива насосом из дополнительных баков является самым безопасным и рекомендованным способом обеспечения непрерывного работы мотор-генератора.
Однако, для полностью автоматизированной бесперебойной системы электроснабжения ручная подкачка топлива не годится. В этом случае устанавливается автоматический насос. Его электрический контур подключается в общую систему контроля электрогенератора. Как только уровень топлива в основном баке доходит до минимума, датчик подаёт команду на автоматический насос. Он активируется и «перегоняет» топливо из дополнительных баков в основной. По мере заполнения основного бака, насос (опять-таки по команде с датчика уровня максимума топлива) отключается – до следующего цикла. Топливный насос имеет электрический привод, а следовательно, его включение возможнои в ручном режиме – при полном контроле оператора.
Система удалённого мониторинга представляет собой комплекс устройств для дистанционного контроля функционирования генераторной установки и управления её работой.
Система не требует серьёзной модификации оборудования. Ведь каждый генератор оснащён собственной управляющей электроникой. Установка небольшого модуля – и команды на управление генератором, а также контроль его состояния можно осуществлять дистанционно, с помощью компьютера.
Так, запуск/остановка двигателя, контроль уровня масла, заряда аккумулятора, параметров генерируемого тока (наличия пиковых перегрузок или «просадок» напряжения), информация об остатке топлива в баках (и необходимости скорой дозаправки), переключение на резервные ёмкости – эти и многие другие действия могут осуществляться оператором не выходя из офиса.
Модули удалённого мониторинга совместимы с любыми типами бензиновых или дизельных генераторов. С помощью такой системы можно управлять как одним генератором, так и группой агрегатов одновременно. При этом система удалённого мониторинга является не просто «дистанционной кнопкой» – современные программные утилиты способны сигнализировать о возникающих ошибках и даже «рекомендовать» конкретные режимы для оптимизации работы электростанции.
Это значительно сокращает издержки на обслуживание генераторов. И снижает нагрузку на операторов. Модуль удалённого мониторинга способен вести точный учёт времени работы генератора, что важно при оценке финансовой стороны эксплуатации.
На базе системы удалённого мониторинга строиться услуга контроля функционирования генераторов – когда поставщик оборудования одновременно управляет им, оставляя клиенту лишь наслаждаться бесперебойным снабжением электричеством!
Продолжительность работы мотор-генератора лимитируется количеством топлива в баках. Для продления непрерывной работы генератора (на день, неделю, месяц и пр.) ёмкости штатных топливных баков может быть недостаточно. При этом дозаправка топлива в имеющиеся баки, при работающем двигателе, запрещена инструкцией!
Следовательно, для увеличения продолжительности непрерывной работы генератора могут потребоваться дополнительные (внешние) топливные баки. При необходимости, их ёмкость может составлять 500, 1000, 2000, 3000 литров и более.
На практике широкое распространение получили пластиковые баки – из-за своей лёгкости, транспортабельности и простоты установки. По схеме расположения баки делятся на горизонтальные и вертикальные. Для облегчения установки бакам придают различную форму (бочкообразную, цилиндрическую, кубическую и пр.). Выбор топливного бака определяется лишь удобством размещения и требуемым объёмом.
Дополнительный топливный бак любого вида должен обязательно иметь верхнюю заливную горловину с пробкой и специальные окна для размещения топливозаборника (соединённого с топливным насосом двигателя). Эти же окна могут использоваться для соединения баков в общий сосуд повышенной ёмкости. Ещё одна непременная деталь – датчик уровня топлива.
Дополнительные топливные баки можно подключать как напрямую к двигателю, так и к основному (штатному) баку. В последнем случае двигатель генератора питается из штатного бака. А дополнительный бак (предварительно заправленный) служит для перекачки топлива в основной бак. Это наиболее безопасный способ «ручной» или автоматической дозаправки, возможной даже в процессе работы генераторной установки (когда топливо в основном баке подходит к концу).
Мощные электрогенераторы, как правило, имеют значительный вес. Чтобы обеспечить их мобильность, генераторная станция устанавливается на колёсное шасси. Иными словами – прицеп с двумя или четырьмя колёсами, на котором легко транспортировать генератор в любое место.
Шасси для генератора имеет все необходимые системы, включая тормоза и габаритные огни, предупреждающие сигналы, а также упорные башмаки для надёжной фиксации прицепа во время стоянки. Подвижное шасси легкое переносит вибрации– в процессе работы генератор не требуется сгружать с прицепа.
Шасси с двумя колёсами подходит для транспортировки генераторов небольшой мощности. Более мощные дизель-генераторные станции (до 300 кВт) должны транспортироваться на четырёхколёсных шасси. Такие прицепы могут иметь удлинённую модификацию. Но даже и в этом случае общая масса прицепа не превышает 3500 кг (при полезном грузе – массе генератора – до 3100 кг).
Как двух, так и четырёхколёсные шасси оснащаются колёсами большого радиуса, поэтому гружёный прицеп легко преодолевает неровности, ямы, бордюры и прочее. Рама для шасси изготавливается сварной, из высокопрочной стали, что позволяет эксплуатировать прицеп на плохих дорогах, не опасаясь повреждения установленного на шасси генератора.
Колёсное шасси для мотор-генератора значительно увеличивает его эксплуатационные свойства, добавляя:
• мобильности;
• удобство транспортировки;
• готовность к немедленной работе по месту доставки;
• удобство технического обслуживания;
• возможность официальной постановки на учёт.
Кроме того, электрогенератор на шасси (особенно во всепогодном кожухе) не требует специальной площадки или навеса для своего размещения. И может эксплуатироваться круглогодично, при любых погодных условиях.